Хламидиоз

Хламидиоз — инфекционное заболевание, вызываемое хламидиями — внутриклеточными паразитами из рода Chlamydia.

Пути передачи:

Передается болезнь воздушно-капельным, контактным и половым путями.

Передача возбудителя происходит при контакте с истечениями из глаз и носа, а также с фекалиями и мочой кошки. Носителями являются больные и переболевшие животные. Плоды могут заражаться от больной хламидиозом матери трансплацентарно или во время родов, когда котята проходят через родовые пути.

Инкубационный период — от пяти до пятнадцати дней.

Болезнь способна длительное время существовать в местах, где содержится несколько животных, передающих инфекцию друг другу.

Чаще всего заболевание наблюдается у котят в возрасте от 5 недель и старше, так как хламидийная инфекция активизируется при различных стрессах, например, при отъеме котят от матери, к тому же в это время в их организме происходит значительное снижение титра материнских антител. Однако заражаться могут и взрослые кошки.

Разновидности хламидиоза:

Хламидия является самым частым возбудителем острых и хронических конъюнктивитов у кошек.

Вначале заболевания поражается слизистая оболчка глаз, идут прозрачные обильные истечения, затем они могут стать гнойными.

Помимо слизистой оболочки глаз хламидиоз первично поражает органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и мочеполовую систему. Эти пути могут быть источником инфекции для других кошек, например, при использовании одного лотка.

Хламидиозный неонатальный конъюнктивит – это заболевнаие котят, которые еще не родились. Внутриутробно хламидия поражает все внутренние органы неродившегося котенка, и чаще заканчивается летальным исходом.

У кошек довольно редко возможна генерализованная инфекция, когда возбудитель с кровью разносится по всему организму, поражая практически все органы, что приводит к гибели животного.

Клиническая картина:

В первые несколько дней заболевания у кошки отмечается незначительное повышение температуры. Как правило, это не влияет на ее аппетит и общее самочувствие. Острая форма конъюнктивита при хламидиозе начинается с выделений из глаз, которые затем вследствие вторичной инфекции становятся гнойными. При этом конъюнктива приобретает кирпично-красный цвет, бывают видны отдельные сосуды, возможен отек конъюктивы.

Для начала заболевания характерен ринит, у кошки наблюдаются выделения из носа, животное кашляет и чихает. В тяжелых случаях у молодых животных при отсутствии лечения возможен отек легких.

Лечение:

Хламидиоз успешно лечат курсом терапии с применением антибиотиков. Конечно же, такое лечение назначается и контролируется ветеринарным врачом. Поскольку хламидиоз в чистом виде существует только в начальной стадии болезни, а в дальнейшем к нему присоединяется вторичная инфекция, неквалифицированное лечение может привести к нечувствительности возбудителя к лекарственным препаратам, или же животные остаются носителями хламидиоза, то после курса лечения необходим контрольный анализ. В нашей клинике ветеринарный врач назначит наиболее эффективное и щадящее для организма животного лечение хламидиоза.

Профилактика хламидиоза:

На данный момент существует ряд вакцин для активной иммунизации кошек против хламидиоза. Вакцинация особенна атуальна для кошек, проживающих совместно с другими животными, участвующих в выставках и в разведении.

ХламиКон (Россия) — моновакцина;

Мультифел-4 (Россия), Феловакс-4 (Fel-O-Vax, США), Нобивак Форкет (Nobivac Forcat, Нидерланды), Пуревакс RCPCh (PUREVAX RCPCh, Франция) — поливакцины (для иммунизации кошек против калицивироза, панлейкопении, ринотрахеита, хламидиоза).

Однако ни одна вакцина не дает 100% защиты от заболевания.

Вакцинация проводится здоровым животным, поэтому лучше предварительно сделать анализ на хламидиоз (конечно, как обычно перед вакцинацией не следует забывать и о дегельминтизации).

Может ли человек заразиться от кошки?

Да. Хотя для людей риск заразиться достаточно низок (он повышается для людей с ослабленным иммунитетом), хламидии могут передаваться от больных животных людям, вызывая при этом глазные, респираторные и кишечные проявления болезни.

Не стоит паниковать, если у кошки обнаружено заболевание. Хламидиоз излечим. Во время лечения необходимо исключить тесный контакт с питомцем во избежание попадания возбудителя на слизистые оболочки глаз, носа и рта. И, конечно, следует соблюдать простые гигиенические меры (мытье рук после общения с кошкой и уборки ее туалета).

Статью подготовила ветеринарный врач Ляшкова С.Д.

Вернуться в раздел -Инфекционные болезни кошек-